Эмоциональность художника – это и фон, и необходимое усло¬вие эстетического освоения и переработки действительности, об¬наружения в форме художественного образа существенных сторон этой действительности. И.П. Павлов писал о том, что жизнь отчётливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Разница между ни¬ми огромна. “Одни – художники... захватывают действительность сплошь, сполна, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят... и затем только постепенно как бы снова собира¬ют её части истараются их... оживить”3. “Захватывание” действительности художником “сплошь” связано с тем, что он создаёт художественный образ. Специфика этого образа заключается в том, что это целостное, достоверное отражение предмета искусства – человека в единстве его конкретно-исторической, природной, социальной и духовной жизни. Таким образом, предмет искусства есть также определённая це¬лостность, и её познание невозможно только на уровне эмоциональ¬ных реакций, оно требует глубокого рационального, понятийного ос¬воения мира. Эмоциональность художника, опирающаяся на художест¬венный эффект, интуицию, фантазию, пронизана интеллектуальным на¬чалом и несёт в себе рациональные ступени отражения мира – идею, смысл, знание. Опосредованностъ эмоциональной структуры художест¬венного субъекта рациональными компонентами особенно ясно про¬ступает в наличии у субъекта определённого мировоззрения, являю-щегося выражением социальной детерминированности художественного творчества. В единстве эмоционального и рационального начал возникает ещё один существенный признак художественного субъекта – личност¬ное отношение к миру. Личностное отношение художника к действи¬тельности обусловлено не только тем, что он занимает определён¬ное место в социальной структуре общества, но и психофизиологи¬ческими особенностями отражения действительности его сознанием. В отражении человеческим сознанием действительности преобла¬дает информация, ориентированная на объективные свойства реальности или же отбираемая по признаку значи¬мости для субъекта