Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, то есть, не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка. Карандаш чаще всего используется в рисовании. При создании натюрморта этот инструмент имеет ряд преимуществ - прежде всего значительная экспрессивность и жизненность, а также относительная простота исполнения. Карандаш может быть использован как при создании детализированных рисунков (в таком случае лучше выбрать достаточно толстый и мягкий грифель), так и для простых этюдов и черновых эскизов (для них лучше всего подойдет тонкий грифель). Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном. Линия может применяться как ведущее изобразительное средство, в этом случае подчиненность деталей и пространственные отношения передаются засчет разницы в толщине линий (штрихов). Линия может быть тончайшей, когда берется жесткий карандаш и толстой засчет мягкого карандаша. Линия, или контур – это самое гибкое средство компоновки и рисования с натуры при обозначении пропорций предметов, размещении их в пространстве и т.д. Для выявления объема, светотени линейное изображение проштриховывается. Штрих – это относительно короткие линии, которые, располагаясь по поверхности предмета то чаще, то реже, создают различный тон. Штрих дает тон предмету, двигаясь по форме, передает различные направления объемных масс