Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, контраст и нюанс, масштабность и т. д. Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. При построении композиции нужно руководствоваться такими правилами: 1. определяется композиционное решение листа и его расположение (горизонтальное / вертикальное). В данном случае я выбираю вертикальное расположение листа. 2. Не размещать основной объект прямо в центре рисунка. 3. Желательно, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две равные части. 4. По мере возможности не делите рисунок на две равные части, контрастирующие друг с другом (белая/черная, насыщенная/ненасыщенная и т.д.). 5. Оставьте немного свободного места вокруг объекта. 6. Избегайте деления картинки на две части по принципу строгой симметрии. 7. Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов. 8. Выполняется компоновка листа, нахождение размера рисунка по отношению к листу. Изображение не должно быть больше натуральной величины. Расстояние по бокам изображения должно быть примерно равным. Сверху расстояние меньше, чем снизу. 9. Находят линию горизонта. 10. Выполняется линейная разработка общих пропорций, нахождение точки, ближе всего расположенной к лучу зрения. 11. Линии по мере удаления должны ослабевать для создания пространственной иллюзии. Под композиционным решением листа подразумевается грамотное размещение изображения на заданном формате бумаги. Композиционный центр рисунка может смещаться, исходя из смысловой нагруженности. Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы